Главная Ссылки Поиск Галерея Противоречия Библии Контакты Автор Парадигма атеизма
История мира, созданная современными историками "доисторического мира"
(смотреть через "Opera" или "Mozilla")
Главная arrow Статистика arrow Древние космологии
Древние космологии Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Андрей   
Thursday, 28 February 2008

Древние представления о космосе имели чисто философское происхождение. Вот некоторые из них. Совершенно не понятно, какие такие наблюдения и каких таких явлений природы привели этих людей к таким моделям вселенной?

 

Анаксимен:

Этот философ учил, что мир возникает из «беспредельного» воздуха, и все многообразие вещей есть воздух в различных своих состояниях. Охлаждаясь, воздух сгущается и, застывая, образует облака, землю, камни; разреженный воздух порождает обладающие огненной природой небесные светила. Последние возникают из земных испарений.

Излагая свое учение, Анаксимен часто прибегал к образным сравнениям. Сгущение воздуха, «порождающее» плоскую землю, он уподобляет «валянию шерсти»; Солнце, Луну – плавающим посреди воздуха огненным листьям. Беспредельный воздух у Анаксимена объемлет собой весь мир, является источником жизни и дыхания живых существ.

Анаксимен думал, что Солнце - это Земля, которая раскалилась от своего быстрого движения. Земля и небесные светила парят в воздухе. Земля при этом неподвижна, а другие светила движутся воздушными вихрями.

 

Анаксимандр:

Создал одну из первых геоцентрических моделей космоса. В ней Земля представлялась неподвижным цилиндром, на верхней поверхности которого находится обитаемый мир (ойкумена). Вселенная при этом мыслилась центрально-симметричной, поэтому у находящейся в центре Космоса Земле отсутствует основание двигаться в каком-либо направлении. Тем самым, он предположил, что Земля свободно покоится в центре мира без опор.

 

Фалес: 

Космология Фалеса весьма напоминает египетское учение. Вселенная, по представлению Фалеса, представляет жидкую массу, посередине которой находится воздушное тело, имеющее форму чаши, повёрнутой открытой стороной вниз. Вогнутая поверхность этой чаши — небо; на нижней поверхности, в центре её, плавает диск, обтекаемый водой. Звёзды — боги, плавающие по небесному своду. С космологическими представлениями связаны и философские воззрения Фалеса. О них мы узнаём из первой книги Аристотелевой метафизики, который называет Фалеса главой физиков, и из доксографов, черпавших свои сведения из Аэция. Фалеса интересовали два тесно связанных между собой вопроса, а именно: из чего всё произошло и что составляет принцип и сущность всего (архэ, др.-греч. ἀρχή). Фалес отвечал на эти вопросы следующим образом: вода есть сущность всего, из воды всё произошло и в воду все вновь возвращается. В пользу этого мнения Фалес приводил три довода: во-первых, семя всех живых существ есть нечто обладающее влажностью; во-вторых, все растения питаются влагой и благодаря ей приносят плоды, лишённые же влаги растения засыхают; в-третьих, даже огонь солнца и светил питается испарениями воды. Кроме воды Фалес признавал, по-видимому, ещё иной принцип, который, однако, по всей вероятности, отождествлял с водой. Фалес говорил, что Бог есть разум мира, что всё одушевлено и преисполнено демонов. Божественная сила проникает через первичную влажность, приводя её в движение. Этот мировой разум Фалес называл также необходимостью, которая правит всем.

 

Эпикур: 

Учение Эпикура о природе, по сути дела, демократическое учение: бесконечно число и разнообразие спонтанно развивающихся миров, представляющих собой результат столкновения и разъединения атомов, помимо которых не существует ничего, кроме пустого пространства. В пространстве между этими мирами (в междумириях), бессмертные и счастливые, живут боги, не заботясь о мире и людях. Таким же образом возникают и исчезают живые существа, а также душа, которая состоит из тончайших, легчайших, наиболее круглых и подвижных атомов.

 

Гераклит:

Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода — лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода — в землю («путь вниз», который сменяется «путём вверх»). Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем — остыла. Логос имеет функцию управления (вещами, процессами, космосом).

Идея всеобщей изменчивости и движения

Гераклит считал, что всё постоянно и непрерывно меняется. Положение о всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием. Логос в целом есть единство противоположностей, системообразующая связь.

 

Ксенофан:

Истинный бог един, всевидящ, всеслышащ, всемогущ (правит миром силой мысли без физического усилия), не подобен смертным ни внутренне, ни внешне.Бог внутренне присущ миру, который обожествляется (пантеизм). В чувственно-физическом мире начало — земля, чьи корни простираются в бесконечность. Морское дно частично поднялось, что доказывается отпечатками морских животных в горных породах. Небесные светила — сгустившиеся и воспламенившиеся испарения. Солнце каждый день новое и для каждой местности свое. Подлинная истина людям недоступна, лишь мнения — удел всех.

 

Демокрит:

Великая Пустота пространственно бесконечна. В первоначальном хаосе атомных движений в Великой Пустоте спонтанно образуется вихрь. Симметрия Великой Пустоты оказывается нарушенной внутри вихря, там возникает центр и периферия. Тяжелые тела, образующиеся в вихре, имеют тенденцию скапливаться вблизи центра вихря. Различие между легким и тяжелым не качественное, а количественное, и уже в этом заключается существенный прогресс. Сепарацию вещества внутри вихря Демокрит объясняет следующим образом: в своем стремлении к центру вихря более тяжелые тела вытесняют более легкие, и те остаются ближе к периферии вихря. В центре мира формируется Земля, состоящая из наиболее тяжелых атомов. На внешней поверхности мира образуется нечто вроде защитной пленки, отделяющей космос от окружающей Великой Пустоты. Поскольку структура мира обусловливается стремлением атомов к центру вихря, мир Демокрита имеет сферически-симметричную структуру.

****

  • С.Я. Лурье. Демокрит: Тексты, перевод, исследования. Л., 1970.
  • С.Я. Лурье. Очерки пр истории античной науки. М.-Л., 1947.
  • С. В. Житомирский, «Античная астрономия и орфизм», М., Янус-К, 2001.
  • Г. М. Идлис, «Революции в астрономии физике и космологии», М., Наука, 1985.
  • Ю. В. Чайковский, «Доплатонова астрономия и Коперник», Историко-астрономические исследования, вып. XXX, М., Наука, 2005, с. 159-200.
  • Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, Пер. М. Л. Гаспарова; Ред. тома и авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев; АН СССР, Ин-т философии. — 2-е изд., испр. — М.: Мысль, 1986. стр. 61-68.
  • Фалес / Пер. А. В. Лебедева // Фрагменты ранних греческих философов. — Т. 1. — М.: Наука, 1989. — С. 110—115.
  • Die Geometrie und die Geometer vor Euklides. Ein historischer Versuch von C. A. Bretschneider. — Leipzig, 1870. — S. 35 — 55. (Полное собрание сохранившихся сведений о Фалесе как математике и астрономе).
  • D. R. Dicks, Thales, The Classical Quarterly, New Series, Vol. 9, No. 2 (Nov., 1959), pp. 294—309.

Затмение Фалеса:

  • D. L. Couprie, How Thales Was Able to «Predict» a Solar Eclipse Without the Help of Alleged Mesopotamian Wisdom, Early Science and Medicine, Volume 9, Number 4, 2004, pp. 321—337(17).
  • A.A. Mosshammer, Thales' Eclipse, Transactions of the American Philological Association, 1974, V. 111, p.145.
  • D. Panchenko, Thales’s Prediction of a Solar Eclipse, Journal for the History of Astronomy, 1994, V. 25, p.275.
  • F. R. Stephenson, L. J. Fatoohi, Thales' Prediction of a Solar Eclipse, Journal for the History of Astronomy, V. 28, p. 279.

 

Последнее обновление ( Monday, 03 March 2008 )
 
< Пред.
home contact search contact search